Статьи

Сто путей из точки А в точку B 25 января 2012

      Ключ к творчеству художника Алексея Клокова называется так: «индивидуальная картина». Каждая его картина – это словно индивидуальный путь человека из его теперешнего состояния (точка А) в состояние силы, счастья и уверенности в Боге и себе (точка В). Если Вы заинтересуетесь живописью Клокова, то обязательно обратите внимание, как лаконичны, логичны и жизненны его картины, в них нет никакой неясности или двусмысленности, нет ничего лишнего, и каждая из них, отвечая на немой вопрос зрителя «Что это такое?», дает ему глубокий нетривиальный ответ: «Это ты. Это твой путь. Это то, как из пункта А твоей личности попасть в желанный пункт В». И среди множества картин Вы найдете свою индивидуальную, олицетворяющую вашу мечту и ваш путь. Надо только научиться видеть картины, читать их образы и переходить от образов к фундаментальным человеческим истинам. В этой статье мы займемся тем, что покажем на 12-ти примерах, как это делается.

      Возьмем картину «Внешнее и внутреннее», на которой ясно представлены основные элементы живописи Клокова. Давайте разберем ее, и Вы сразу получите золотой ключик ко всем остальным, сможете сами открывать сердца картин и рассказывать о своих открытиях другим людям. Надо только верить в Творца и понимать, что за элементарной естественной простотой творческого произведения всегда сокрыто бесконечно много, и эти картины всегда готовы открыть Вам что-то новое.

1. «Внешнее и внутреннее», х/м, 80 х 70, 2010 г.

      Итак, первое, что бросается в глаза – это дуализм личности, показанный художником самым простым способом – при помощи двух голов, с двумя носами и двумя бородами. Этот дуализм можно найти почти во всех работах, потому что художник любит делить целое на два. Он хочет сначала разделить, чтобы потом объединить.

      На данной картине мир разделен на два - на внутренний и внешний мир человека. Причем разделен четко, нет ни одной точки соприкосновения. Внутренний мир, как в зеркале, похож на внешний, но нет ни одного перехода, а только черная сплошная разделительная полоса. Это, можно сказать, самое ужасное состояние, самый первый, исходный пункт А, когда человек еще ничего не знает о духовном мире, не знает и не хочет знать, кем он является на самом деле. Его внутренний мир представляет из себя тогда совокупность факторов, взятых из внешнего мира: «Я есть тот, которого зовут Вася, у которого есть подержанная машина, который работает там-то и получает столько-то». У Васи нет ни большой цели, ни страстной мечты, он просто живет жизнью маленького человечка и ничего не решает в ней. Он не знает, зачем ему вообще нужен какой-то внутренний духовный мир, если в этом внутреннем мире всё то же самое, что и во внешнем. И он не хочет идти ни в какую точку В. Правда, у Васи тоже есть духовный мир, а в нем своя физиономия, но обе смотрят в разные стороны, не хотят видеть друг друга. Ни внутренний Вася не хочет ничего делать для изменения внешнего, ни внешний не желает ничего знать о внутреннем. Так он живет до определенного возраста. Настоящий двуликий Янус.

   Художник же сначала подчеркивает на картине дуализм этого типа, а далее находит приемлемый путь объединения, рисует над головами что-то вроде кругов.

      Зачем эти круги?

     Дело в том, что рано или поздно Васе все равно придется задуматься о себе  и спросить себя: «Почему я стал таким (в скобках отморозком)? Как это исправить?» Пока это еще витает в мыслях, где-то высоко над головой, но в этом уже есть зарождающийся путь к объединению, чтобы на практике связать внутреннее и внешнее, то есть, найти себя.

2. «Семья», х/м, 80 х 140, 2010 г.

        Творческий метод Алексея Клокова – это констатация противоположностей, резкий контраст одного с другим, который проявляется в четких контурах и контрастных цветовых сочетаниях. Его задача – четко расставить вещи по своим углам, а затем найти путь, как их соединить. Его картины называются индивидуальными, потому что процесс разделения и соединения для каждого человека индивидуален.

      Так на картине слева, художник изобразил фигуру сидящего человека, а потом добавил к этой картине вторую такую же, соединив их в диптих. Получившееся соединение сделано по тому же принципу, как создается семья: сначала была одна половинка, а потом к первой половинке нашлась вторая, и вместе они образовали целостную картину.Вы думаете, это два разных человека? Нет, это один и тот же человек, он ведь и сидит точно так же. Только на второй картине человек показан в другой момент. Первая – это его сегодня, а вторая – это его завтра.

      - Почему не вчера? – спросите Вы.

     Потому что кофта красная. Красное – это идеал, к которому мы стремимся в будущем. Этот человек, который куда-то едет, у него есть цель.

       - Но почему он так странно сидит и почему отвернулся?

      Да, сидит он странно, на это следует обратить внимание. Он сидит словно в кресле автобуса или скорого поезда и смотрит в окно.

       - А почему не видно кресла, поддерживающего его спину, и окна? Почему не показан автобус  или поезд, на котором он едет?

      Дело в том, что автобус или поезд находится у него внутри. Это есть его цель, это во внутреннем. Он доверился цели, и это его везет, а он только смотрит в окно. Художник нашел оригинальный художественный прием, чтобы показать человека, у которого есть цель. Мы не видим цели, но видим только человека, который словно сел на автобус, и теперь словно куда-то едет, отвернувшись в окно.

        - А как художник додумался до такого образа? – спросите Вы?

      Интуиция. Благодаря интуиции художник почувствовал, что если картины поставить друг рядом с другом, то в этом что-то есть, так они лучше смотрятся. Ну, а про автобус и цель, это мы сами должны додумать.

3. «Другой мир», х/м, 70 х 70, 2010 г.

 

      Если Вы хотите подойти к другой картине с теми же мыслями, что и здесь изображена цель, то у Вас не получится так складно. Логика не позволит. Каждая картина содержит что-то новое, характеризует другое состояние личности, другой путь и другое мировоззрение человека. Здесь скорее не цель, а прозрение или просветление, но не полное просветление, а частичное.

      Прозрение – это когда мы работали, работали с какой-то мыслью и вдруг перед нами словно открылось окно. Это первый шаг на пути к творчеству. То, что открывается, оно настолько светлое, настолько яркое по сравнению с твоей обычной тюрьмой, что ты словно видишь впереди светлое окно, а за ним сочные оранжевые и зеленые тона, которые еще больше усиливаются по сравнению с черным фоном твоей обычной холодной каменной тюрьмы. Так рождаются творческие натуры, они видят впереди свет.

      Цель – это когда ты хочешь стать художником, самым лучшим художником, и она словно везет тебя по жизни, как в трамвае. А прозрение больше чем цель, это когда ты, например, понимаешь, что для того чтобы стать художником надо вставать рано утром и делать по картине в день.

      И что в этом состоянии надо делать?

     Естественно, надо пахать. Надо шаг за шагом приближаться к открывшемуся окну, которое представляется тебе как выход из твоей каменной темницы. И этот путь к выходу показан на картине в виде светлых желтых штрихов на полу. Опять мы видим два мира: мир темный, обыденный, материальный, который окружает нас как тюрьма, и мир светлый, духовный, посылающий луч в это темное царство. И между ними желтой краской – путь из первого мира в другой.

      А что означают эти золотые квадратики справа и слева?

     Очень просто: одно большое окно уже открыто, но есть еще папки на рабочем столе компьютера. Если по ним щелкнуть мышью, то тоже можно открыть. Это те окна, которые еще не открыты в душе или уже закрыты. Человек идет по жизни, все время открывая для себя окна в другой мир.

4. «Закат», х/м, 80 х 70, 2009 г.

     На этой картине тоже изображены два мира, и тоже есть путь из точки А в точку В. Точка А – это то, где мы сейчас стоим, то есть, за перилами перед картиной, а точка В это небо на закате, на которое устремлен наш восторженный взор.

      Как эти миры представлены на картине?

     Первый мир – это то, что ниже линии горизонта, это мир наших чувств, это жизнь души или душевный мир со всеми его переживаниями, опытами и ошибками, это вода. Второй мир – это то, что выше горизонта, божественный мир с его мудростью и учителями, это небо. И нам надо попасть отсюда туда. Мы идем по этой солнечной дорожке, которую оставило на воде солнце. Оно – наш учитель, и оно светит нам из божественного мира в индивидуальный мир нашей души.

      В данном случае связующая нить между двумя мирами вполне четкая и понятная. Если на предыдущей картине был некий манящий свет впереди, а путь к свету проходил через тьму, то здесь путь ясен, но пролегает через водную преграду, опасен и труден. Чтобы стать Человеком, предстоит перебраться на другой берег. Твой учитель, он уже на другом берегу, но его солнце скоро закатится, и тебе надо начинать движение по солнечной дорожке сейчас, чтоб успеть.

      А что это за храм, который виднеется на том берегу?

     Это построенный тобою храм, ты строишь его одновременно в душе. То есть, ты еще стоишь здесь, но уже строишь храм там, создаешь что-то духовное, пишешь картины или книги. Но если солнце светит сверху вниз, то храм воздвигается снизу вверх, и это происходит одновременно.

5. «Красное дерево», х/м, 80 х 70, 2008 г.

     На этой картине еще раз представлена идея двух миров. Глядя на предыдущую, еще можно думать, что главное в живописи это красивый пейзаж, написанный кистью мастера, и надо им любоваться, восхищаться талантом художника, его видением, чувствами и ощущениями от заката и т.п. Но эта картина своей примитивностью уже заставляет нас признать, что идея главнее. Дело не в пейзаже, прекрасный пейзаж можно увидеть и на фотографии, а идеи вы увидите только в живописи.

      В чем же эта идея?

      Что означает это красное дерево с развевающимися по ветру ветвями? Что это за синусоида протянута к нему?

      Итак, в основе картины есть, примитивно говоря, два мира: желтый мир пустыни внизу и синий, освежающий мир духа вверху. И мы снова идем отсюда туда, и эта извилистая тропа указывает нам путь, заканчивающийся у красного дерева. Это объяснение верное, но еще не слишком удовлетворительное.

      Ключом к разгадке картины оказывается дерево. Зачем оно здесь?

     Оно выглядит как-то искусственно. Словно его туда поставили, воткнули в землю как кол, застолбили им свою территорию. Но зачем?

     Похоже, благодаря дереву мы видим, что в том высшем мире есть ветер. Духовный мир шевелит его ветви. Мы знаем теперь направление ветра, откуда дух веет и получаем благодаря дереву информацию о процессах в нашем духовном внутреннем мире.

     То есть, человек взял на себя ответственность за какое-то дело на Земле: посвятил себя служению чему-то, открыл какой-то бизнес, захотел кого-то любить, воспитывать или учить. Он посадил дерево и ухаживает за ним, поливает его, чтобы оно росло и приносило плоды. На небе, кстати, нет солнца, как на предыдущей картине, значит нет учителя, значит, духовный мир для человека молчит, но он оказывает влияние на рост дерева. В отличие от храма дерево не надо строить, оно растет само, и по тому, как быстро или медленно оно растет, как колышутся его ветви, хозяин дерева может узнавать, правильно или неправильно он живет. Дерево для него как маяк, при помощи которого он учится сам познавать духовный мир. А извилистая тропинка к нему – это путь упражнений из точки А в точку В, который он каждый день проделывает, чтобы общаться со своим деревом.

      То есть, на картине изображено состояние души предпринимателя, который взял ответственность за то, чтобы его бизнес будет развиваться по правильным божественным законам. И очень интересно решение художника, интуитивно подобравшего для него такой образ! Повесьте такую картину у себя дома или в офисе, и Вы научитесь делать деньги!

  

6. «Жеребенок», х/м, 80 х 70, 2010 г.

     А что означает эта картина?

    Ничего особенного. Каждый художник считает своим долгом это животное, которому он так многим обязан. Без лошади творческому человеку никак нельзя! Да и само искусство рисования, искусство проведения линии часто начинается с лошади, в частности,  с рисования головы лошади. Лошадь – это волшебное животное. Ни корова, ни лев, ни орел, как предмет рисования, не обладают тем свойством, которым обладает лошадь, но не живая лошадь, а как нарисованная.

      Секрет лошади заключается в том, что при езде верхом голова лошади всегда находится впереди нас. И когда мы едем верхом, то не смотрим на нее и фактически, даже не замечаем, хотя эта лошадиная голова всегда маячит на самом переднем плане. Но она не мешает видеть дальний план: дорогу, поля, деревни, леса. Мы интересуемся тем, что видим вдали и не обращаем внимания на этот крупный объект, лошадиную голову. Тем не менее, это лошадь везет нас по дороге, по лесам, по полям, и голову лошади мы должны были бы хорошо изучить. Это первое упражнение для художника – нарисовать по памяти лошадь. Не художник не может его выполнить! Он охотно рисует дома, деревья, облака, солнце, которые видел вдали, но он не может нарисовать предмет, который был ближе всего. А художник может – его воображение легко рисует ему то, что он воспринял подсознательно, своим боковым зрением. Точно также обстоит дело и с женской фигурой, художник изображает ее по памяти, потому что хорошо знает ее руками.

      Словом, лошадь для художника – это особенный предмет.

     После этого лирического отступления вернемся к картине и спросим себя: Что за свойством обладает эта картина?

     Это здоровье человека. Когда художник изображает лошадь, он делает акцент на здоровье. Умение провести контур лошади однозначно связано с физическим здоровьем. Ведь благодаря здоровью мы проделываем массу действий в течении дня, но часто забываем, что не имея здоровья мы не могли бы ни сидеть часами за компьютером, ни водить машину, ни читать лекции. Картина с лошадью возвращает нас в мир здоровья, в тот мир, из которого мы черпаем жизненные силы. Человек, созерцающий каждый день художественное изображение лошади, способен очень много сделать для своего здоровья, а значит, и творчества.

      - А фотография лошади обладает эти свойством?

      Нет, фотография таким свойством не обладает. Фотография не действует на силу фантазии, мы без всякого усилия смотрим любые фото. А индивидуальная картина, причем именно такая картина с красным пятном на контуре лошади, заставляет нас делать усилие воображения, а это усилие сообщает, в свою очередь, здоровье всему организму.  Повесьте эту картину у себя, и будете здоровы!

7. «Внутренняя музыка», х/м, 70 х 80, 2010 г.

          Вот еще одна картина, на которой изображены два мира. Только это уже совсем не тот дуализм, как на картине № 1. Мы видим красивого, мужественного, сильного, вдохновленного человека – это один мир, а второй мир символически показан в виде скрипичного ключа на золотом фоне. Уберите этот скрипичный ключ, и оставшийся портрет утратит свою силу и привлекательность. Весь смысл в том, что человек сконцентрирован на внутренней музыке, он слышит то, что невидимо и неслышимо разыгрывается в духовном мире. Если на первой картине внешний человек, Вася, вообще не хотел смотреть на внутреннего, то здесь мы видим противоположное состояние: человек полностью сконцентрирован на внутреннем. И эта концентрация придает ему силу и красоту.

      Человек умеющий концентрироваться – это человек действия; это показано посредством красного цвета его лица. Можно заметить, что профиль лица в своей линией слегка напоминает скрипичный ключ. Он сформировал себя из музыки, он создал себя из себя. Он работает при помощи внутренней музыки над собой, он творит сам себя.

     Слияние миров здесь полное, точка А слилась с точкой В, и поэтому художник был вынужден вынести эту внутреннюю музыку наружу, показать ее символически в виде музыкального ключа.   


8. «Одинокий дирижер», х/м, 80 х 70, 2010 г.

     В названии картины содержится противоречие. Как это дирижер может быть одиноким!? А оркестр что, которым он управляет, разве не в счет? Но на картине нет оркестра, дирижер действительно один, и это на что-то указывает. То, чем он управляет, это невидимо, находится внутри него. Он управляет не музыкантами, а своими целями и принципами.

     И что нам напоминает эта фигура дирижера с палочкой.

     Во-первых, дирижер чем-то напоминает (извините, если неудачное сравнение) регулировщика на перекрестке, который пропускает машины, едущие справа налево. Он регулирует, словно транспорт, некий внутренний поток внутри себя, что-то останавливает, а что-то пропускает. Если сравнить это с композицией № 2, то здесь мы имеем противоположную конфигурацию личности – начальника, руководителя, менеджера, то есть, человека власти. Власть – вот что изображено на картине. На диптихе № 2 мы имели дело с так называемой целеустремленной личностью, которая едет по жизни за своей целью, как на автобусе. Цель у того была одна, и он был зависим от своей цели, не мог контролировать, куда она его заведет. Каждый день он был другой, сегодня черный, завтра красный, послезавтра еще какой-то. А этот одинокий дирижер всегда один и то же, через него проходят разные цели, сегодня у него одна цель, завтра другая, послезавтра третья, но сам он всегда один. Я надеюсь, это хорошо видно по картине, что он всегда один и всегда тот же самый.

      Во-вторых, его фигура напоминает крест и распятие. Это обычное состояние для человека власти, когда у него нет внешней свободы, он не может оставить свое место и слетать в отпуск на Канары, он не принадлежит себе во внешнем, не может ступить ни шага ни влево, ни вправо, но зато он регулирует и управляет всем, что внутренне через него идет. Будучи на кресте, он находит-таки возможность дирижировать, указывая своим подчиненным и ученикам, что им лучше делать и как надо ко всему относиться. Его управление – это свободный творческий процесс, при котором он подчинил своему высшему «Я» все свои чувства, мысли и решения.

      Почему пространство за ним такое красное?

     Это, чтобы показать, что человек находится тогда как в огне, в самом пекле. Он – как стойкий оловянный солдатик, который умеет держаться там, где другие сгорают мгновенно.


9. «Кометы», х/м, 80 х 70, 2011 г.

      Очарование картинам Алексея Клокова придает рельефность краски. Получается словно ландшафт незнакомой планеты. И когда углубляешься в фактуру черного пространства на его картине, то это словно уводит тебя куда-то далеко в космос.

      И что мы видим в этом космосе?

      Мы видим нашу планету Земля, тот мир, в котором мы здесь все вместе живем, с очень-очень большой высоты. Все пространственные и временные отрезки при этом словно сокращаются, Земля представляется маленьким светлым кружком, и таким же небольшим отрезком представляется тогда расстояние от рождения до смерти. Бессмертная душа путешествует в необозримом космосе, и ее путешествие изображается как путь кометы, который гораздо-гораздо длиннее, чем все эти маленькие расстояния.

     Сравните эту картину с картиной № 3, на которой изображено окно во внутренний мир. Здесь мы, наоборот, имеем окно во внешний мир из мира внутреннего. Вся земля с ее жизнью от рождения до смерти кажется тогда из внутреннего мира маленьким светлым окошком. И вот душа желает попасть из черного необъятного космоса (точка А) на Землю, чтобы родиться на Земле (точка В). И теперь надо найти только путь.

       Что мы видим на картине?

      Мы видим две линии на фоне диска Земли, розовую и желтую, которые дважды пересекаются. Это две родственные души.

      Что означают их пересечения?

      Точки пересечения этих линий означают момент встречи и момент расставания. Они договорились в космосе, что встретятся на Земле, и в момент приближения к Земле их пути как бы пересекаются. Потом какое-то время они живут воплощенными, осуществляют любовь, а потом снова пересекаются и расходятся в космос навсегда. Таким образом, путь к воплощению в земном теле всегда связан с другой душой (другими душами), мы всегда воплощаемся вместе с кем-то, чтобы прожить на Земле с кем-то совместную жизнь и кого-то любить.

      Есть такая конфигурация души, которая смотрит на мир с этой точки зрения, что она как некая комета совместно с другой кометой проходит через всю земную жизнь. Художник увидел такую конфигурацию души и изобразил ее на картине.

    

10. «Нью-Йорк», х/м, 70 х 80, 2011 г.

     Что можно сказать об этой картине?

     Мы живем в такое время, когда мало кто верит в счастье. Некоторые, правда, по молодости верят, но их счастье быстро оборачивается несчастьем. А другие совершенно не верят, что в жизни бывает счастье и что человек может сам своими руками его построить. И тогда начинается путаница понятий, люди не понимают, что им делать со своим счастьем, одни говорят, что счастье это сегодня, а другие – завтра, а третьи – вчера.

      Показательно, как мудрый человек говорит, умирая: Уезжаю на другой берег.

      А глупый, уезжая в Нью-Йорк, говорит: Ухожу в лучший мир.

     Ясно, что глупый не найдет в Нью-Йорке своего лучшего мира, и этот лучший мир снова незаметно сместится на другой берег Атлантического океана. А «мудрый» совершенно не допускает, что в жизни можно было жить по-другому и строить в духовном мире.

     Мне кажется, что эта картина «Нью-Йорк» о реальности духовной жизни – то есть, о свободной жизни по своим законам и правилам, когда я думаю, как хочу, ем, что хочу, люблю, кого хочу, живу, с кем хочу, занимаюсь, чем хочу – когда надо мной только один Бог. Тема картины – это духовная жизнь. Живописная картина ясно говорит, что ее можно построить, что можно не просто смотреть с этого берега на духовный мир (как на картине № 4), а реально перебраться на другой берег и начать строить там духовную жизнь. И тогда над тобой будет лишь Бог и Учитель – красное солнце наверху картины, а под тобой – только путь, по которому ты однажды сюда пришел.

     Такие люди реально есть, которые совершили трудный переход и чувствуют себя так, что они на том берегу. Они живут на земле исключительно духовной жизнью, по законам, почерпнутым ими из мудрых книг. С одного из таких людей, по-видимому, и списана эта картина.

    Характерно, что двойственность или дуализм, здесь на этой картине превращается в троичность. Я и мой Нью-Йорк в центре, и есть что-то, что пока выше меня, и есть что-то, что я уже оставил за собой позади.

  

11. «Голландская деревня», х/м, 70 х 80, 2011 г.

     На этой картине тоже показана троичность, которая, как мы выяснили, всегда выше состояние раздвоенности. Состояние № 11, например, выше, чем состояние № 5, состояние № 10 выше, чем состояние № 4 и т.д. Если мы вернемся к картине № 5 (которая противоположна по состоянию картине № 11), то увидим, что там было очень пустынно и сухо, и было только 2 мира, и одинокое красное дерево на горизонте. Теперь же это дерево разрослось до целого зеленого массива, а из линии между двумя мирами вырос обширный зеленый живой серединный мир. Человеку теперь не надо ежедневно пересекать по тропинке пустыню, чтобы полить свое дерево. Теперь он открыл источник в самом себе и поселился в выращенном им самим зеленом живом массиве.

      Почему эта картина названа «Голландская деревня»? Наверное, потому что Голландия это родина живописи нового времени: Питер Брейгель, Рембрандт, Ван Гог. Это символ творчества. Настоящий творческий человек живет вот в такой зеленой деревне. Там все зарождается, оттуда все происходит, все лучшие идеи, все лучшие начинания Это не внутренний мир и не внешний, не материальный и не духовный – это мир творчества. Человек живет в нем как хозяин и творец своей жизни, и тогда под ним – как бы розовый обывательский мир, а над ним – мир космический, сам же он живет в середине и, что характерно, Бог тоже живет вместе с ним. Три домика посреди зеленого массива – это и есть Бог. Бог – это троица.

      Хорошо жить в такой деревне, не правда ли? Много ли людей на планете действительно так живут? И есть ли что-нибудь выше одиннадцатого состояния?

      Чтобы ответить на последний вопрос перейдем к 12-й картине.

  

12. «Стремление к богатству», х/м, 70 х 80, 2011 г.

     Разбирая картину № 6 «Жеребенок», мы сказали, что это стремление человека к здоровью. Кроме здоровья есть еще одна вещь – богатство – чего все желают, но мало кто достигает. И обычно говорят: «Желаю тебе здоровья и счастья», а иногда говорят еще так: «Желаю тебе здоровья и богатства». Что может рассказать картина № 12 о пути к богатству?

     Вы, наверное, уже догадались, что каждая из картин 1-5 имеет свою пару (противоположность) среди картин 7-11. Например, от состоянии цели (картина № 2 «Семья») можно подняться к состоянию власти (картина № 8 «Одинокий дирижер»), но со здоровьем и богатством (пара картин №6 и № 12) так просто не получается. Дело в том, что все картины 7-11 – это разные вариации счастья (человек счастлив, если он сильный, если у него есть власть, если у него есть любовь, духовная жизнь, творчество). А так как выше счастья, по идее, ничего нет, то богатство может быть только вместе со счастьем, а если богатство без счастья, то это немедленно ведет назад к состоянию № 1, круг из 12-и состояний личности замыкается.

    Человек в состоянии № 11, например, счастлив, но это счастье, так сказать, в своей деревне, к богатству оно приведет только тогда, когда он отдаст свое счастье, поделится им со всем человечеством. И тогда он будет и счастлив, и богат, как Дональд Трамп.

    Что для этого надо сделать? Вы видите на картине «Стремление к богатству» маленький квадратик. Что он означает? Это та же самая картина состояния счастья № 11, которое во что бы то ни стало надо удержать. Богатство тогда придет к человеку автоматически, потому что оно не может не придти, это дело времени. Мудрость картины состоит в том, что надо просто жить внутри своего квадратика, жить и творить вместе с Богом, и богатство через какое-то время приходит. Но любой выход на периферию из квадратика влечет то, что будет потеряно все.

    И на картине показаны в виде трех ликов три пути выхода из состояния счастья, когда погоня за богатством приводит к падению. Опять число три, опять троичность.

    Первая фигура слева вверху – это когда человек хочет «хапнуть», присвоить себе квадратик с богатством. Мировой порядок этого не допускает, такой человек будет остановлен и отброшен назад, он не добьется богатства, но также потеряет и счастье.

     Вторая фигура справа вверху – это когда человек в своем состоянии счастья хочет оставаться простым зрителем и позволяет наблюдать, как другие становятся чемпионами мира, строят компании, руководят государствами, но сам не вступает борьбу. Естественно, что путь зрителя не ведет человека к богатству, а через довольно быстрое время он становится несчастным.

     И наконец третья фигура в красном внизу. Это то, что происходит с большинством: люди хотят богатства только для того, чтобы разбогатеть и успокоиться, то есть, больше ничего не делать, лежать и балдеть. Они говорят: «Мне бы только миллион, и больше мне ничего не надо!» Но как только он такое произносит, то скатывается в состояние № 1, в состояние Васи, которому ничего не надо, кроме зарплаты. И этому человеку будет даже хуже, чем Васе, потому что тот просто живет и ничего не знает о себе, а богатому человеку станет так плохо, что он даже может покончить с собой. Поэтому, хотеть мало – это очень опасно. И единственный путь, который предлагает картина, как самую наивысшую мудрость, это оставаться внутри квадратика и продолжать творить, не думая о миллионах.

 

     В заключении я хочу поблагодарить Алексея Клокова за его прекрасный сайт и первоклассный живописный материал, который мне позволено было прокомментировать!

  © Михаил Андреев, декабрь 2011

    http://artsophia.ru/

 

   


все статьи>>

"Пресса об Алексее Клокове

23 2016

Подборка изданий и публикаций о художнике...
купить картину в Москве

"ILG-ART, диалоги физика и лирика

16 2016

Роль воды в индивидуальных картинах от А.Клокова...
купить картину в Москве

>> все статьи

Художник Алексей Вячеславович Клоков - член Творческого Союза художников России, чье мировосприятие и траектория жизни сложились благодаря Анатолию Тимофеевичу Звереву. Именно этот необыкновенный человек и талантливый художник стал первым учителем Алексея, открыв перед ним безграничный космос живописи, в котором теснейшим образом переплетается настоящее и прошлое, порядок и свобода, вольнодумие и заданность. Новатор и бунтарь по натуре Анатолий Зверев увлек юного Алексея в мир авангардизма, объединяющего всю палитру жанров и стилей.
 
Профессиональное образование, уже после смерти своего гениального наставника, Алексей получил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. Стажировка в реставрационных мастерских Эрмитажа и Третьяковки стала тем знаковым периодом, когда ему посчастливилось буквально соприкоснуться с величайшими шедеврами, «без слов» учась у таких мэтров, как Пикассо, Матисс, Гоген, Ренуар, Ван Гог, Малевич, Кандинский... Именно этот период повлиял на поиск собственного жанра исполнения, который позднее успешно воплотится в особой неповторимой манере, основанной на гармоничном синтезе импрессионизма, фовизма, кубизма, экспрессионизма, и абстракционизма.
 
По окончании стажировки Алексей делает неожиданный для молодого художника выбор и ...
 

© AKlokov, 2011

Права на произведения принадлежат автору.
Запрещено использовать изображения без его согласия.