Статьи

Искусство художественной визуализации 27 сентября 2012

     От вдохновения до идеи – один шаг, а от идеи до воплощения – много-много, и один из них – это создание образа. И вдохновение, и идея, и воплощение – всё вместе это называется творчеством. Можно сказать, что творчеством занимается практически каждый человек, если ему, хоть раз в жизни доводилось решать нестандартные задачи. Художник же отличается от обычного творческого человека лишь тем, что он запечатлевает создаваемые в процессе творчества образы. Он может их поднять на уровень сознания и удерживать их там несколько дольше, чем обычный человек, и может зафиксировать их в материале. Словом, художник – это тот, кто видит свои творческие идеи, которые для него не просто понятия, концепции или законы, а видимые образы. И именно эти образы он переносит на холст или на бумагу, как нечто живое, красочное и обладающее преобразующей силой.
     Взгляните на картины современного художника Алексея Клокова, и вы явно увидите, что они представляют собой художественную визуализацию тех или иных идей. Эти картины необычайно разнообразны, как разнообразен духовный мир, из которого возникают идеи, и как разнообразен мир людей, воспринимающих их.
      В этом смысле творчество А.Клокова – это новый шаг в искусстве, которое заметно опережает и современный реализм, и современный концептуализм, являясь синтезом. От реализма оно отличается тем, что в нем невозможна красота без идеи, без указания на то, что за ней стоит, а от концептуализма – своей конкретностью, ибо в нем нет места для абстрактных идей, для всякого рода черных квадратов, которые являются всего-навсего протестом против старой реалистической живописи. Это не протест, а скорее, если так можно выразиться, мирное и ненавязчивое изображение человека, но не с внешней стороны, а со стороны его внутренней индивидуальности.
     И в тоже время, развиваемое А.Клоковым новое направление, не является изображением какого-то иного мира, это не фантастика, не сюрреализм и не чистой воды абстракционизм. Оно не имеет отношения и к символизму, когда за внешне простой и даже наивной картинкой ищут некий скрытый смысл. Живопись А.Клокова гораздо выше, чем символизм, поскольку изображает сам духовный процесс, объединяющий две противоположности, которые на первый взгляд кажутся непримиримыми, в единое целое. Живопись автора – это диалектика в цвете.

                               

                                     «Памяти Пикассо», холст, масло, 80 х 70 см

     Картина «Памяти Пикассо» – во-первых, прекрасная иллюстрация или дань творчеству великого художника. Это как слепок с тех пластических сил, которыми пользовался в своем творчестве сам Пикассо. Может быть, дело в характерном изломе фигуры женщины, может быть, в слегка «кубических» мазках фона картины, может быть в желтом цвете. Так или иначе, художник точно увидел конкретные образотворческие силы, которые невидимо двигали кистью Пикассо, и сумел лаконично и четко передать их в собственном произведении.
     Во-вторых, это картина о духовном рождении, о том дне, с которого началось духовное развитие. В известном смысле, все мадонны с младенцами, которых изображали художники Возрождения, символизируют духовное рождение человека. Мадонна – это душа, а Младенец – это рожденный в душе Творец. Однако техника исполнения картины заметно отличается от картин с подобной тематикой. Она способствует концентрации зрителя на главном и существенном: это контраст желтого с зеленым, это недвусмысленность и простота, это черная точка внутри круга в волосах женщины. Словом, глядя на фигуры матери и младенца, взору открывается тот памятный день, когда в каждом из нас родился великий художник, иными словами, творец или духовный человек, который, может быть, не менее велик, чем Пабло Пикассо, хотя и в своей, возможно, далекой от искусства области. Три цветка в основании картины – это рождение, жизнь и смерть. Три цветка – это идея роста и развития, и над идеей роста и развития возвышается, таким образом, еще более грандиозный в смысле развития факт – рождение духовного человека.

                                

                                     «Дама с собачкой», холст, масло, 80 х 70 см

     Фон картины «Дама с собачкой» очень прост, он напоминает городскую стену, которая дана крупными горизонтальными мазками. Синие окна, не вошедшие полностью в поле картины, означают, что здание здесь не главное, основное в картине – маленькая фигура, маленький человек в большом каменном холодном мире. Окна недаром совершенно одинаковые, ибо в мире этого человека все изо дня в день повторяется. Так художник передает идею обыденности, привычности. Человек со своими привычками, которые крепко сидят в его мозгу, постоянно куда-то идет, но переживает при этом одно и то же, он не способен на изменения. Он устал, болен, несчастен, но все же не может вырваться и прекратить это вечное хождение в никуда.
     Коричневая горизонтальная полоса посредине картины, очевидно грязь и засоренность сознания идущей. Красная размашистая линия означает «НЕТ!». Почему человек, так желая вырваться из повседневности, делает именно то, что его в эту повседневность затягивает вновь и вновь? Жалость к себе, эта «Дама с собачкой» – вот одна из многих причин, почему ничего не происходит в жизни. Она такая несчастная, подгоняемая ветром, все теснее прижимает к себе маленькое тщедушное животное, свое эго. «Ой, ты мое бедненькое!», убаюкивает она и греет его. И таких причин, таких заблуждений найдется, немало. Отождествляя себя с персонажем на картине, проводя художественные параллели между собой и им, зритель превращается в участника и актера картины, в этом и заключается совершенно новый подход к живописи, своего рода психология в действии.

                              

                         "Улица Сен-Дени", холст, масло, сусальное золото, 80 х 70 см

     Картина «Улица Сен-Дени» представляет своего рода городской пейзаж. Однако это не мертвый твердокаменный пейзаж с рядами одинаковых окон, это живая перспектива жизни. Художник намеренно подчеркнул фасад здания, в котором нет ничего повторяющегося: выступы, балконы, арки, подъезды. Однако самое главное в картине – это геометрия прямых линий в пространстве и уходящая вдаль перспектива. Собственно, это вид на жизнь с той точки, где я есть сейчас, до горизонта, дальше которого путь уже не виден, ибо дальше простирается одно многокрасочное небо.
     Более точного образа визуализации перспективы жизни, пожалуй, и невозможно придумать. Таким обычно представляется жизненный путь – улица, на которой по закону пространственной перспективы стоят строения, дома, т.е. окружение человека. Вдоль улицы расставлены вехи пути, три золотых квадрата. Хотя они и находятся на разном расстоянии друг от друга, все же они одинаковы по размеру и по цвету. То есть, свою далекую цель человек может видеть так же отчетливо и с теми же подробностями, что и ближнюю. На цели и планы не действует закон перспективы, который действует на независимое от меня окружение. Отдаленные по времени обстоятельства жизни, конечно, видны хуже, чем сегодняшние. А свои далекие планы, пусть даже на десять лет вперед, ясны и отчетливы, как план на сегодняшний день, потому что то, что будет завтра, начинается уже сегодня, уже сейчас! Эта идея вдохновляет, сообщает энергию, заряжает. Вот она перспектива жизни: справа – окружение, постепенно уменьшающееся и теряющееся вдали, слева – собственные планы на жизнь. Творческое мышление художника, расставившего все четко и гармонично по своим местам, восхищает своей простотой и глубиной.

                           

                    «Между небом и землей», холст, масло, сусальное золото, 70 х 80 см

     По жанру картина «Между небом и землей» представляет собой пейзаж, слегка упрощенный и схематичный. По всей вероятности, замысел автора отражает три мира физический мир (снизу), духовный мир (сверху) и душевный или личный мир (посредине), в центре картины находится один-единственный листок сусального золота.
     Очень вероятно, что этой картине предшествовало некое объяснение, после которого учитель сказал ученику: «Вот, я тебе рисую три сферы: здесь есть земля, на которой есть земной красно-зеленый рельеф, песок, трава, здесь есть синее небо, с облаками, просветами, а здесь то, что находится между ними – твоя душа. И ты делаешь так: ты не сразу тащишь «это золото» с неба на землю, а бережно берешь и проносишь его параллельно и соразмерно небу и земле».
      А что есть в этом срединном желтом слое? Желтый – это область света, которая должна быть просветлена золотом. Божественная энергия идет сначала на просветление человека, и лишь затем, когда человек просветлен, он может направлять свою энергию на просветление и облагораживание земли. А до этого вся работа идет в промежуточной желтой зоне, это работа над собой, которая называется иначе духовным развитием.
     Художник намеренно не прорисовывает пейзаж, чтобы внешние формы не отвлекали от ее содержания. Думая о прекрасном пейзаже, человек растворяется в нем. Здесь же усилен акцент на человека, на личность, задача которой на желтом интегрировать золотое. Художник вновь использует прием, обращаясь к зрителю, который может не просто схватить эту тонкую, где-то едва уловимую нить, но и удержать в своем сознании все три сферы мира, соразмерив и сонастроив свое состояние и место в нем.

                                     

                       «Золотые лепестки», холст, масло, сусальное золото, 80 х 70 см

     Название картины «Золотые лепестки» уже указывает на нечто ценное и множественное. Центральной фигурой композиции является ваза – то, что представляет собой сам человек, сосуд жизни. Однако, как пустая ваза, человек никому не интересен, даже самому себе. Интересен он будет в том случае, если накопит не деньги и драгоценности, а знания и опыт, которые всегда сможет превратить в деньги, обратное не верно. Желтые лепестки это и есть тот дорогой и золотой опыт, возвышающийся над вазой. 
     Удивительно, что художник не изобразил у цветов стеблей. Если цветок является опытом, то стебель это – действие или переживание, которое привело к опыту. Но именно опыт является главной ценностью. Сами по себе ни действия, ни переживания не несут в себе ничего ценного. Что толку действовать и переживать, если из этого переживания не был извлечен никакого опыта?
     Два позолоченных квадрата слева и справа от вазы дают понимание, какого рода опыт был накоплен. С одной стороны – опыт, дающий человеку представление о себе самом. С другой стороны, это опыт, раскрывающий человеку представление об истине. Несмотря на наклонную плоскость, эти обе стороны в картине уравновешены. Человек, который поглощен только собой, оторван от истины. Тот, кто сконцентрирован только на истине и не задумывающийся о себе, фанатичен. Следует отдать должное мудрости художника, который наряду с золотым цветущим растением, показал его возможную и однобокость и гармонию равновесия – Истины и Человека.

Всегда Ваш, художественный критик

Михаил Андреев (Артсофия)



все статьи>>

"Пресса об Алексее Клокове

23 2016

Подборка изданий и публикаций о художнике...
купить картину в Москве

"ILG-ART, диалоги физика и лирика

16 2016

Роль воды в индивидуальных картинах от А.Клокова...
купить картину в Москве

>> все статьи

Художник Алексей Вячеславович Клоков - член Творческого Союза художников России, чье мировосприятие и траектория жизни сложились благодаря Анатолию Тимофеевичу Звереву. Именно этот необыкновенный человек и талантливый художник стал первым учителем Алексея, открыв перед ним безграничный космос живописи, в котором теснейшим образом переплетается настоящее и прошлое, порядок и свобода, вольнодумие и заданность. Новатор и бунтарь по натуре Анатолий Зверев увлек юного Алексея в мир авангардизма, объединяющего всю палитру жанров и стилей.
 
Профессиональное образование, уже после смерти своего гениального наставника, Алексей получил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. Стажировка в реставрационных мастерских Эрмитажа и Третьяковки стала тем знаковым периодом, когда ему посчастливилось буквально соприкоснуться с величайшими шедеврами, «без слов» учась у таких мэтров, как Пикассо, Матисс, Гоген, Ренуар, Ван Гог, Малевич, Кандинский... Именно этот период повлиял на поиск собственного жанра исполнения, который позднее успешно воплотится в особой неповторимой манере, основанной на гармоничном синтезе импрессионизма, фовизма, кубизма, экспрессионизма, и абстракционизма.
 
По окончании стажировки Алексей делает неожиданный для молодого художника выбор и ...
 

© AKlokov, 2011

Права на произведения принадлежат автору.
Запрещено использовать изображения без его согласия.