Статьи

Острые углы в живописи 30 октября 2012

    Современная живопись энергетична. Ее особенность – в том, что современный художник, в отличие от классического художника-реалиста, пишет картины быстро, спонтанно и вкладывает в них всю свою страсть, свою творческую энергию. Однако у талантливого художника они еще преисполнены смысла и правдивы. Они правдивы, потому что художник  умеет точно изобразить состояние, в котором находится его активный жаждущий открытия ум, и исполнены смысла, потому что он создает образы, близкие и понятные нам, зрителям, через которые мы можем открыть себя.

       Алексей Романов-Клоков пишет картины цветом, широкими мазками, которые образуют на картине особую структуру, заполняя обширные монотонно закрашенные области. В чем-то это по стилю напоминает Марка Ротко, однако у А.Клокова эти области не абстрактно-геометрические, а имеют живые и криволинейные границы. Они вступают друг с другом в сильные контрастные сочетания, что как раз и наполняет  картины А.Клокова правдивостью, любовью и сильной энергетикой. Поверх энергетики цвета, на этом, так сказать, первом силовом поле, художник и создает некий дополнительный образ, имеющий свои четкие контуры и острые углы, свое силовое поле.

     Интересно проследить, как эти цветовые границы фона взаимодействуют с линиями образов, поскольку именно в этом союзе, в этих прямых, острых и тупых углах, собственно, и заключена жизнь. Это пространство новой реальности, где человеческий дух, имеющий отцовскую мужскую природу, вторгается в телесный, имеющий материнскую или женскую природу, мир. Это взаимодействие, эта вечная история природы и духа и является темой следующих семи картин.

              

                 Памяти Пикассо-2. Холст, масло, 80х70.

         На данной картине представлен юношеский образ, причем определить чего же в нем больше – женского или мужского, можно определить не сразу. То, что картина посвящена памяти Пикассо, по-видимому, не случайно, ведь именно он является родоначальником кубизма, нашедшем в живописи многочисленные углы, которых не видели раньше. А.Клоков обращается с углами очень осторожно, они есть, но спрятаны внутри фигуры, не проявлены. В своем раннем возрасте Он (или Она) еще не создает углов и живет, как ребенок в природном материнском мире, когда дух еще спит и не действует.

       Однако и в этом исходном состоянии, которое изображено на портрете, все же можно разглядеть некоторые углы. Так, один из них создается подбородком и линиями шеи. Сильно вытянутая вверх шея и глубоко опущенный вниз подбородок образуют на картине первый острый угол – это пробужденность. Человек пробудился к творческой жизни, он жаждет деятельности. Второй угол – прямой, образуемый линией лба и линией ниспадающих волос – это осознанность. И, наконец, третий угол – это излом брови. Это видение, или умение видеть, замечать, наблюдательность. Вот эти три идеальных качества – пробужденность, осознанность и наблюдательность – представляют то, с чего начинается у человека дух, то есть, духовное развитие личности. Собственно, по картине видно, что это еще очень юная душа, но уже через несколько лет из нее вырастет очень мощная творческая личность.

       Очень интересно, что слегка наклоненная вперед линия позвоночника и граница раздела между красным и зеленым фоном картины составляют прямой угол, другими словами, образуют крест. Они гармонизируют друг с другом, то есть, не создают острых углов. Рост человеческого тела гармонизирует с его природным развитием.

        А что означает, что природная линия, или линия раздела между красным и зеленым, идет не горизонтально, а чуть наклонена и изогнута? Это тот наклон, который гармонично связан с наклоном спины и шеи человеческого тела, который указывает на наклонность человека к чему-то. Таким образом, художник при помощи своих изобразительных средств показывает, что у этого еще юного человека есть талант, который изначально действует как природная наклонность. Природная линия горизонта, так называемая линия между красным и зеленым, уходящая ввысь подчеркивает растущий потенциал. Насколько удивительно и лаконично при помощи казалось бы простых  живописных средств художник может сказать столь много!

     И еще об одной особенности картины, мимо которой невозможно пройти – то, что находится перед лицом человека, взгляд которого сконцентрирован на семи красно-золотых розочках. Они символизируют то, что способен увидеть перед собой человек, его цели, желания, порывы, которыми он очарован и которые хотел бы осуществить. Число семь здесь неслучайно. Человек, как правило, желает попробовать себя в нескольких разных областях – получить образование, увидеть мир, научиться что-то полезное делать, стать богатым, найти спутника (или спутницу) жизни и т.д. Примечательно, что эти цветы изображены автором без острых углов. Человек в этом возрасте еще не борец, он не осознает, что его цели-мечты могут находиться в остром противоречии с миром. Свое будущее он представляет как что-то приятно-розовое, которое наступит само собой, без особых усилий.

               

                      Желтая дорога. Холст, масло, 80х70.

         Жизнь человека – это дорога с уклоном вверх. На данной картине есть также две области: красная и зеленая (по сравнению с первой картиной они поменялись местами), и есть характерный наклон линии горизонта вниз, но дорога, поворачивает не в сторону этого наклона, а поднимается вверх. Так устроена жизнь – если чего-то хочешь достигнуть, приходится подниматься. Да и сама дорога не прямая, и симметрии нет, и слева не то, что справа, и плоскость дороги тоже наклонная так, что можно скатиться и в кювет. А там, где дорога исчезает за деревьями, образуется первый и единственный на картине острый угол – конфликт.

      Что означает этот острый угол? Известно, что дорога не заканчивается линией горизонта, она обязательно продолжится за лесом, за поворотом, за горкой. И не обязательно видеть весь путь до самого конца, чтобы пройти по нему. Достаточно узреть лишь ближайший видимый участок дороги. Путешествуя в физическом мире, конфликта может и не быть, если нет предупреждающих знаков, можно проехать по дороге спокойно и без препятствий. Однако иначе обстоит дело с движением по духовному пути, который и изобразил художник. Такая дорога не так и проста – это светлая желтая полоса в темном пространстве, заканчивающаяся острым углом, который останавливает многих. Одни из нас понимают, что это еще не конец пути, но из любопытства хотели знать, что их ждет дальше, страшась двигаться в неизвестность по «темной» дороге. Другие, добравшись до первого острого угла, понимают, что это совсем не конец пути, и, поворачивают обратно, не рассчитав силы на следующий перелом. Картина показывает, что ситуация в духовном мире точно такая же, как в физическом – хочешь двигаться, доверься пути, ведь за поворотом может быть именно, что желанно. И часто, делая остановку, человек оказывается всего лишь в нескольких шагах от заслуженного, так и не узнав насколько он был близок к цели.

               

                                       Оттепель. Холст, масло, 70х80.

         На картине «Оттепель» изображена иная ситуация – возвышенные острова острых углов возвышаются посреди еще не открывшегося ото льда озера, – верхушки елей,  храмы или постройки. Это желанные острова, к которым очень хочется приблизиться, но добраться до них по льдинам и полынье, также опасно, как и практически невозможно. С такой ситуацией сталкивается человек, который уже имеет некоторый опыт достижений и не раз покорял духовные вершины. Он знает, какое это доставляет духовное наслаждение, знает и хочет повторить. Ему бы только встать на твердую почву, а там уж он пойдет подниматься вверх ступень за ступенью! Однако самое трудное – это пройти полынью.

      Как часто бывает в медитации, чтобы постепенно подниматься с одного уровня концентрации на другой, необходимо научиться справляться с помехами, которые не дают сконцентрироваться и достигнуть даже первого уровня. Человек желает приблизиться к тонкому состоянию, как по тонкому льду, но любая посторонняя мысль может отвлечь  его от медитации, и он вновь и вновь проваливается в воду, или в болото своих повседневных мыслей. Большинство людей потому и неспособны постичь искусство медитации, теряя силы в борьбе с помехами.

      Есть ли в данном случае выход? Безусловно, есть. Это плавное и внимательное движение, шаг за шагом по хрупкому льду, к поставленной цели с осознанием, того, что если есть цель, на пути могут возникнуть и препятствия.  

                

                            Нью-Йорк. Холст, масло, сусальное золото, 70х80.

        Когда человек реально берется за осуществление духовной мечты, когда он ставит перед собой большие солнечные цели, он сталкивается с потребностью сбалансировать Небо и Землю. Надо суметь не слишком высоко оторваться от реальности и не слишком утонуть в проблемах сегодняшнего дня. Поиск равновесия между работой ради чего-то более высокого, масштабного и разумного, и работой в своем маленьком «здесь и сейчас», является темой картины «Нью-Йорк». Этот пейзаж построен таким образом, что зритель, всматриваясь в очертания другого берега, видит, как в воде отражаются небо, солнце, облака и всё, что там есть. Что на Небе, то и на Земле, – говорят мудрецы.

      А.Клоков, запечатлевший этот момент, по-своему видит такое равновесие. Небо у него выполнено рядами наклонных мазков, в чем сразу можно определить страсть и грандиозный творческий порыв. Очень устремленное, очень творческое Небо. И это Небо пронизано на картине башнями нью-йоркских небоскребов, которые стоят как исполины. Все это составляет верхнюю часть картины. Нижняя половина пространства холста – это волны, в которых приблизительно, очень несовершенно, но чрезвычайно красиво и заманчиво отражается то, что наверху.

        Башни – это лицо города. У каждого города есть свои знаменитые башни – люди, глядя на которых мы учимся большим достижениям. Эти учителя образуют наше Небо, наше духовное окружение, наш духовный социум. Когда мы на Небе, мы дышим вместе с ними, мечтаем вместе с ними, творим вместе с ними, питаемся их светом, ориентируемся на их достижения, иными словами, живем в их городе, учимся в их университете, от которого, однако, отделены широкой водной гладью.

      Водная гладь – это состояние сна. В обычной жизни человек, как правило, спит, еще не пробужденный относительно своего потенциала, относительно творческого и активного будущего. Находясь в ореоле достижений этих больших башен-людей, человек способен пробудиться, образно говоря, жить, учиться и работать, как это делали они.

        Интересно, каким образом А.Клоков справляется с задачей и уравновешивает Небо и Землю. Золотые квадраты – это и есть тот понтонный мост, который, по мнению художника, удерживает мощное по своей энергетике Небо и держится на плаву в темной бурой воде. Это некие принципы творческой работы, которые человек усваивает, проходя обучение у тех, кто более просветлен и уже многого достиг. Постигая опыт более продвинутых людей, он и сам начинает балансировать над водой, не  погружаясь обратно в воду.

                

                     Изумрудный город. Холст, масло, 80х70.

        Картина «Изумрудный город» продолжает тему острых углов жизни и описывает ту духовную ситуацию, когда человек достигает твердой почвы и уже может строить. Что бы человек ни строил или создавал, так или иначе он возводит свое здание жизни.

        Косые отрывистые черные линии символизируют оживляющий творческий дождь. Яркий изумрудный цвет картины относит зрителя к образу оазиса в пустыне, где все пропитано водой жизни. Только когда у человека есть эта пропитанная водой жизни почва, и есть этот дождь летящих сверху творческих идей, тогда можно строить. Если есть идеи, но не на чем строить (отсутствует талант, или человек еще не нашел себя), или есть на чем строить, но нет идей, может ничего и не получиться. Это одна из незримых сторон острого угла в картине.

       Другая же видимая сторона заключается в том, что кроме основной башни слева, которая представляется великой многоуровневой системой, есть еще одна – справа на картине. Она более крутая, как стена, и такая высокая, что вершины даже не видно, она недифференцированна, у нее нет этажей и сделана она из единой массы. Так А.Романов-Клоков символически описывает действительное положение дел. Всё, что в мире построено, сделано в пику чему-то. Если бы не было католической церкви, не было бы и Лютера с его протестантством. Если бы не было сталинских лагерей, возможно, не было бы и Солженицина. Если бы не Гарвардский университет, отказавший Цукербергу в его инициативе, может, и не было бы всемирной социальной сети. Словом, над самобытной природной линией таланта – башня справа, возвышается эта вторая темно-зеленая башня (супостат), которая подавляет талант. Когда талант, орошаемый жизненной влагой,  созревает, то в пику устоявшейся запрограммированной системе, чтобы быть свободным и независимым от гнета и давления, он воздвигает свою аутентичную башню, строит свою собственную иерархию, поднимающую его в Небо. Таким образом, на картине изображен, наверное, самый острый угол жизни. 

                

                             Окно. Холст, масло, 80х70.

       Сюжет картины «Окно» поистине оригинален – на белом фоне прямоугольник, заполненный разноцветной абстракцией. Чем-то это напоминает «Черный квадрат» Малевича, во всяком случае, эта картина находится с ним в одном и том же ключе. Четырехугольный краеугольный камень. Углы здесь, правда, несколько иные, чем на предыдущих картинах. Это уже не башня, не перекресток линий и не заканчивающаяся острым углом дорога, это прямые углы правильной геометрической фигуры.

     Прямоугольник в центре – это содержание духовного человека, работа которого ведется в четырех направлениях, с четырех разных сторон, что символизируют черные линии на белом. Каждое усилие обрабатывает кирпич прямоугольника с одной из сторон. Но коль скоро есть углы, есть и конфликт, конфликт между разными направлениями деятельности. Приходится обрабатывать свой кирпич и сверху, и снизу, и с одного бока, и с другого.  Надо работать и творчески, и в отношениях, и над своим здоровьем, и над духовным развитием. А как хотелось бы ограничиться чем-то одним! Однако картина учит, к успеху приходит только тот, кто сознательно и уравновешенно работает сразу в четырех направлениях. Это секрет жизни и работы над собой.

               

                                       Макро-1. Холст, масло, 70х80.

          Последняя картина, если сравнивать ее с предыдущей, – это уже работа человека внутри квадрата. Это взгляд не с внешней стороны на работу человека  в четырех сферах жизни: творчество, здоровье, социальные отношения, духовная сфера, это динамика внутреннего процесса творчества. На этой картине А.Клоков показал дух, работающий сам внутри себя, сам внутри созданного им самим из самого себя состояния. Это море энтузиазма, это море творческой энергии, это апофеоз жизни. И для него нет никаких границ, никакого горизонта, жизнь не ограничена линией начала и конца. Можно сказать, что черные линии на картине – это активность духа, а цветные пятна – это душа. Дух всецело работает внутри души. В этом состоянии больше нет острых углов, нет конфликтов. Человек становится подобен Богу.



все статьи>>

"Пресса об Алексее Клокове

23 2016

Подборка изданий и публикаций о художнике...
купить картину в Москве

"ILG-ART, диалоги физика и лирика

16 2016

Роль воды в индивидуальных картинах от А.Клокова...
купить картину в Москве

>> все статьи

Художник Алексей Вячеславович Клоков - член Творческого Союза художников России, чье мировосприятие и траектория жизни сложились благодаря Анатолию Тимофеевичу Звереву. Именно этот необыкновенный человек и талантливый художник стал первым учителем Алексея, открыв перед ним безграничный космос живописи, в котором теснейшим образом переплетается настоящее и прошлое, порядок и свобода, вольнодумие и заданность. Новатор и бунтарь по натуре Анатолий Зверев увлек юного Алексея в мир авангардизма, объединяющего всю палитру жанров и стилей.
 
Профессиональное образование, уже после смерти своего гениального наставника, Алексей получил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. Стажировка в реставрационных мастерских Эрмитажа и Третьяковки стала тем знаковым периодом, когда ему посчастливилось буквально соприкоснуться с величайшими шедеврами, «без слов» учась у таких мэтров, как Пикассо, Матисс, Гоген, Ренуар, Ван Гог, Малевич, Кандинский... Именно этот период повлиял на поиск собственного жанра исполнения, который позднее успешно воплотится в особой неповторимой манере, основанной на гармоничном синтезе импрессионизма, фовизма, кубизма, экспрессионизма, и абстракционизма.
 
По окончании стажировки Алексей делает неожиданный для молодого художника выбор и ...
 

© AKlokov, 2011

Права на произведения принадлежат автору.
Запрещено использовать изображения без его согласия.